-Здравствуйте, ребята,
Здравствуйте, мы друг другу сказали
Что особенного мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте, больше ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
И на капельку радостней сделалась жизнь.
Ну и скажем
«Здравствуйте» великому русскому поэту А.С. Пушкину. Над
произведением которого мы будем
работать на уроке (слайд 2)
И также ласково
(жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря:
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!».
- Что вы знаете об А.С.Пушкине?
- Какие сказки он написал?
-Чем его сказки отличаются от сказок других писателей?
- Многие художники, поэты, писатели, композиторы посвятили
свои произведения одному из самых красивых времён года - зиме. Сегодня на уроке мы узнаем,
как в своих произведениях описывал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин
Тема нашего урока: отрывок из романа А. С. Пушкина
«Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»
Давайте, определим задачи урока
- познакомиться
со стихотворением;
- учиться
выразительно его читать
- Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его
глазами, почувствовать его сердцем.
- Совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то
время, когда жил А.С. Пушкин. (Слайд3)
– Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по
парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась
такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как
будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.
У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту
красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал скорую ее гибель….
Вечером он долго не
мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было
видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег.
Приводит с собой зиму…
Утром он увидел
еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них
шапками. Как чудо явилась зима. И по– новому нарядила, украсила природу.
- Послушайте отрывок из романа
«Евгений Онегин» и попробуйте представить себе картины, которые описывает А.
С. Пушкин (учитель читает отрывок «Вот север, тучи нагоняя…»)
- Какие картины возникли перед вами, когда вы слушали
стихотворение?
- Какую картину зимы нарисовал поэт? Как назвал зиму?
Почему зима-волшебница? Подберите синонимы к слову волшебница.
Какие волшебства совершила зима? Что она сделала? Подчеркните в тексте слова (пришла,
рассыпалась, повисла, легла и т.д.)
-
Но ведь зима —
явление природы и по-настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не
может.
- Кто может
это делать? (люди).
- А если
поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает?
(делает живыми).
- Да,
одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения.
- Зима совершает действия как
человек, она в стихотворении - живое существо. В литературе такой приём
называется олицетворение - оживление персонажа. Найдите в учебнике определение и прочитайте
его
- Кто ещё в стихотворении
действует как живое существо? (север)
Как о нём
говорит поэт? (Он
дохнул, завыл.)
- Перечитайте стихотворение (работа с
учебником).
- В тексте встретились малознакомые слова и выражения. Как
вы думаете, что они обозначают? (слайд
4)
Брега, недвижная река, пелена, проказница
- Люди пытаются изобразить зимнюю природу
по-разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с
помощью слов, а художники это делают с помощью красок.
Представьте себя художниками. Нарисуйте устно иллюстрации к строкам этого стихотворения.
(Слайды 5-14- дети устно рисуют
картины к данным строкам стихотворения)
Слайд15
Подумайте, на сколько частей можно разделить
стихотворение?
-Прочтите первую часть стихотворения.
-О чем говорится в этой части?
-Где надо сделать паузу?
Правильно, ребята,
после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.
-Прочтите вторую часть, какие слова во второй части
следует выделить голосом?
-
Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и
почему? (И рады мы проказам матушки- зимы
- показывает,
как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному
гостю).
- Какое
предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница
зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Правильно,
ребята. Поэтому предложение -
И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно,
бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы.
Обычно мы говорим: река, покрытая льдом,
застывшая река. А как у Пушкина?
-
А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз
может блестеть?
-
А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано
про первый снег?
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою…
-
Пухлый снег –
это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твердым.
-
А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или
нет? Почему вы так думаете?
Послушайте как читает это стихотворение Олег Табаков –
артист театра и кино (Слайд 16)
-
Как мы будем читать это стихотворение? -
Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный:
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница
зима.
- В
каком темпе: быстро, умеренно или медленно? -
Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения?
- Отметьте слова, которые необходимо выделить
при чтении.
- На какие знаки препинания необходимо обратить
внимание при чтении? Сделайте разметку стихотворения. (Работа в парах)
-- В стихах всегда передаётся настроение
человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что
испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это
произведение?
- Прочитайте выразительно стихотворение,
пользуясь разметкой. (Слайд17)
(Несколько человек читают стихотворение. Остальные учащиеся
отмечают правильно ли читающие расставили в стихах
паузы и выделили главные слова; чувствуется ли при чтении детей
музыкальность стихотворения.)
- Кто сможет рассказать стихотворение по данным иллюстрациям?
(слайды 18-27)
Над каким произведением работали на уроке? Сделайте модель
обложки этого стихотворения
За что на уроке вы могли бы похвалить своих товарищей?
Себя?
А я хочу похвалить вас за активную, творческую работу и
говорю вам «Спасибо за работу»
(Слайд28)
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз
встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом
снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут слова Пушкина:
« И рады мы проказам матушки зимы».
И может тогда вам
захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.
выучить стихотворение
написать сказку о
зиме
нарисовать
картину к стихотворению.(слайд29)
|