Урок литературного чтения 2 класс программа «Начальная школа
XXI века»
Л.Н. Толстой «Самая лучшая».
Пословицы. Колыбельная.
Цели урока: -
познакомить учащихся с былью Л.Н
Толстого «Самая лучшая», с пословицами о маме, с колыбельной;
- формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять
главную мысль произведения, делать
выводы;
- развивать
монологическую речь;
- воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду;
воспитывать желание помогать родному
человеку, быть неравнодушными детьми.
Детям заранее было дано задание прочитать произведения о
маме, написать мини-сочинения «Моя мама», нарисовать рисунки, вспомнить колыбельные, которые им пели в детстве
Оборудование: выставка книг «Милая мама», выставка
рисунков учащихся «Моя мама самая красивая», карточки для игры «Собери
пословицы», портрет Л.Н. Толстого, учебник Л.Ефросинина «Литературное чтение» 2
класс, рабочая тетрадь
ХОД УРОКА
1.
Организация
начала урока
Над каким разделом мы начинаем
работать?
-Семья и я
А что такое семья? Как вы
понимаете?
Как вы думаете о чем будут
произведения в этом разделе? Какие по жанру?
- Стихи, рассказы,
сказки о семье.
Правильно. Ведь самое
главное для каждого человека – это семья.
На свете чудо есть –
семья.
Семь драгоценных,
светлых я.
Они, как ноток семь,
дружны,
И все красивы и
важны.
Три нотки – папа,
мама, я.
Ещё одна – сестра
моя.
Ещё две - бабушка и
дед,
Седьмой лишь нотки с
нами нет.
«Гав-гав!» - да во
дворе она.
Всем нотка хорошо
слышна?
Она звончее всех
звучит,
На месте нотка не
сидит.
В семье семь ноток –
семь цветов,
Семь драгоценных
голосов,
Семь струн, звучащих,
как одна,
И каждая из них
важна.
2. Чистоговорка
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
1) Прочитать про себя.
2) Прочитать хором.
3) Прочитать и
прохлопать.
4) В темпе
скороговорки по группам.
3. Постановка цели
урока
– Какое первое слово обычно произносит каждый ребёнок,
который только начинает говорить? Какое слово у людей всех национальностей
самое тёплое, самое родное, самое нежное?
– Конечно же, это
слово – мама. – Вспомните, когда вам страшно или больно кого вы обычно зовёте?
А почему?
– Потому, что вы
уверены, что мама первой придёт к вам на помощь. Пожалеет, приласкает,
посоветует. Мама всё сделает для вас. А как дети должны относиться к своим
мамам?
«От чистого сердца
Простыми с словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме!
А что значит
«толковать»?
В словосочетании «потолковать о маме» замените слово
«потолкуем» (Поговорим, побеседуем, что-то поймем о маме).
– Много рассказов,
сказок, стихов, написано о маме. Сегодня вы познакомитесь с одним произведением
о маме.
4. Первичное чтение
Лев Николаевич Толстой «Самая лучшая»
Кто автор? Что знаете о нем?
Родившись 28 августа 1828 года и оставшись в раннем возрасте
без родителей, он начал обучение сначала дома, вместе с домашними учителями, а
затем в Казанском университете. Вскоре, однако, был вынужден оставить учебу,
предпочтя самостоятельное познание наук в своем родовом поместье – Ясной
поляне.
Попытка в дальнейшем устроить светскую жизнь ему не удалась,
поэтому он решил отдать себя на некоторое время служению Отечеству. Он
отправился на Кавказ, а затем в составе действующей армии оборонял Севастополь
во время Крымской войны. Военная служба не охладила его пыл к сочинительству,
поэтому один за другим издаются его рассказы и первая повесть, которой он дал
название «Детство».
Критический склад ума писателя и желание улучшить жизнь
крестьянства помогли ему создать и развивать собственную методику обучения. В
Ясной Поляне он основал школу для детей крестьян и учил их всем житейским и
научным премудростям.
Отец 13 детей, Лев Толстой умудрялся совмещать родительское
попечительство, управление имением и литературные поиски. Вышедшие из-под его
пера «Война и мир» и «Анна Каренина» прославили писателя и всю русскую
литературу на весь мир.
-чтение были учителем
5.Работа над
содержанием
О чем произведение?
Как автор передал тревогу девочки? (найти слова в тексте)
Как девочка ответила людям? (удивленно, убежденно,
растеряно) Прочитайте, передайте при чтении чувства девочки.
Какое это произведение по жанру? (БЫЛЬ) Что такое быль?-
учебник с 70
6. Чтение в парах.
7. Чтение и работа в
рабочей тетради (самостоятельно)
Проверка – фронтально
8. Проверка домашнего
задания
Вы приготовили рассказы о своих мамах, кто хочет нас
познакомить со своей мамой?
9 Выставка книг о
мамах
Вам заранее давалось
задание прочитать произведения о мамах. Теперь я прошу вас представить нам сои
произведения кратко. ( дети предсталяют произведения, которые они прочитали,
книги выставляются на выставку)
9 Физминутка
–игра
Кто пришел ко мне с
утра?
Кто сказал вставать пора?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку мне налить?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
10. Работа над
пословицами с. 70
- прочитайте пословицы. О чем они говорят? Запомните их
Игра «Собери пословицы»
Лучше
матери
лучше солнца.
Без матушке
родной и друга не
сыщешь.
Сердце матери греет цветы цветно не
цветут.
Как вы понимаете их смысл?(Мама всегда поможет,выручит в
любой беде-она лучший друг. Когда мамы нет,мы без неё скучаем,и нам всё не врадость.
Когда тебе грустно, у тебя неприятности,мама тебя успокоит,развесилит.)
11. Колыбельная
(народная песня)
- Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка …. Мамы.
Общение мамы с
ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
Первичное чтение, ответы на вопросы учебника. Задания в
рабочей тетради
12.- А какие
колыбельные вам пели мамы?
13. итог урока.
Над какими произведениями работали? Кто авторы? Чему вас
научили эти произведения?
(На доске учитель рисует сердце).
— Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём
живут?
Ответы: доброта, ласка, верность, самопожертвование,…..
— Расскажите об одном
из сокровищ.
14. домашнее задание (по выбору)
С.69 – выразительное чтение, с.70-71 выучить наизусть
|