Моя воспитательная концепция
Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое
запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микроклиматов, а для такого творчества нужна и глубокая
интуиция, и глубокие знания.
К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой
важной из всех земных профессий.
Классный руководитель – самый необходимый человек для
ребенка в современной школе.
У него необычная миссия – не только руководить,
направлять, но и воспитывать.
Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку,
«пихать», «пинать». Его надо поливать, обогревать, освещать солнцем. Ему нужно
создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда
растение будет здоровым, как ему и предписано быть природой.
Ребенок – росток человеческий. В нем неуемно заложено
изначально стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить сове
уникальное «я», выявить сове неповторимое предназначение. А цель классного
руководителя – помочь ему в этом.
Стратегически приоритетным сфере образования является
воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях
открытости общества, демократии и свободы.
Воспитать такого человека нелегко.
Н. И. Лобачевский говорил: « Чему мы должны учиться,
чтобы достигнуть своего назначения? Главное – мы должны научиться ничего не
уничтожать и все совершенствовать».
Воспитание – это многократное питание души и духа
посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки,
взаимопринятия классного руководителя и ученика.
Актуальность
В концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года определена приоритетность воспитания:
« Формирование у школьников гражданской
ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе»
Воспитательная система, над которой работаю я,
называется « В гармонии с собой»
Набирая учеников в первый класс, анализируя
взаимоотношения учащихся друг с другом ещё в пришкольном лагере, отношение
детей к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу
- неумение трудиться на общее благо
- эгоизм, дефицит общения
- негативные отношения в семье, выливающиеся в
агрессию, нервозность ребенка
- низкий уровень воспитанности
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед
собой цель:
Создать условия, где могут проявляться
новые качества в личности ребенка
Чтобы данная цель претворилась в жизнь,
необходимо решить следующие задачи:
- Добиться, чтобы категории
нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся
- Воспитывать сознательное отношение к
учебе, стремление самостоятельно получать знания
- Создавать условия для самовыражения
каждого ученика
- Воспитывать толерантность
В каждом ребенке я прежде всего пытаюсь
увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя
задача в том, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения
дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее
наклонностей и потенциальных возможностей.
Мои ученики свободно высказывают свои
мысли, они чувствуют свою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют
доверие к себе и уважение к своей личности.
Мой педагогический стаж составляет 21
год. Я учитель начальных классов и классный руководитель своих малышей. За эти
годы пришло понимание того, что набором воспитательных мероприятий многого не
добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание
максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая
интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий
потенциал.
У современных школьников значительно
расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая
нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым,
полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное
русло?
Успехи класса не возникают на пустом
месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех:
педагогов, учащихся, родителей.
Многолетние искания, изучение
педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической
деятельности позволили создать воспитательную систему класса. Она называется «В
гармонии с собой»
Цели и задачи воспитательной системы
Цель воспитания – создание условий для
развития личности ребенка.
А личность, на мой взгляд, должна быть:
- свободной, т.е. способной к
самореализации
- гуманной, т.е. способной на
милосердие, доброту, сострадание
- духовной (испытывающей потребность в
познании и самопознании, стремящейся к красоте и поиску смысла жизни)
- творческой, т.е развивающая
способности, интеллект, испытывающая потребность в знаниях
- практической (трудолюбивой, знающей
народные обычаи, владеющей хорошими манерами, ведущей здоровый образ жизни)
Исходя из основной цели, ставлю
следующие задачи:
- создать необходимые условия для
проявления творческой индивидуальности каждого ученика
- способствовать формированию основ
культуры общения и построения межличностных отношений
- развивать познавательную активность
- воспитывать ответственное отношение к
своему здоровью
Уверена, что путь от сердца к сердцу
можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия.
Любая педагогическая и воспитательная концепция может быть
воплощена в жизнь при одном условии: необходимо любить детей и принимать их
такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети!
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда
остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.
Направления воспитательной деятельности.
Направление 1. « Здоровье»
Проведение мероприятий по формированию
культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и
традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического
здоровья – это основное при организации воспитания в этом направлении
Направление 2 « Интеллект»
Главное здесь создать условия для
продвижения детей в интеллектуальном развитии, формировать интеллектуальную
культуру, развивать кругозор и любознательность
Направление 3. « Общение»
Работа направлена на формирование у
детей культуры общения в системе « учитель – ученик», « ученик – ученик», «
взрослый – ребенок». Для этого важно создать в детском коллективе одинаковые
условия для общения всех ребят класса,
учить приемам преодоления проблем в общении.
Направление 4 « Нравственность»
Научить детей понимать смысл
человеческого существования, ценность своего существования и ценности
существования других людей, поступать сообразно полученным нравственным знаниям
в реальных жизненных ситуациях, формировать у детей умение отстаивать свою
нравственную позицию в ситуации вы бора – вот главные приоритеты этого
направления.
Направление 5. « Досуг»
Основное здесь – создать условия для
проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и
открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной
деятельности.
Направление 6 « Семья»
Максимальное сближение интересов
родителей и педагогов по формированию развитой личности – это главное при
построении работы в этом направлении.
В целом реализация воспитательной
системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и
педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из главных моих правил:
Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса,
ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением, без обиды и досады!»
Главный упор в создании модели класса
делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную
работу посредством образования ученического самоуправления класса «Светлячок» и
в объеме детской организации начальной школы «Аленький цветочек»
Воспитательная система класса –
максимально открытая система, родители, педагоги школы, старшие учащиеся – наши
сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся
семейные праздники, встречи.
Оцениваться должно каждое конкретное
мероприятие, а также определенный этап программы. В ходе анализа результатов
оценки возможна соответствующая корректировка дальнейших действий. Основаниями
для оценки могут служить следующие критерии:
- сравнительные данные об изменении
состояния воспитательной деятельности за определенный срок через анкетирование
учащихся.
Основу этой деятельности составляет
годовой круг традиционных дел: День Знаний, Золотая осень, Новогодний праздник,
23 февраля, 8 марта, День именинника, совместные мероприятия детей и родителей,
праздник « Мы стали на год взрослее»
Вся деятельность по построению и
развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в
течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие образу
выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из 6
потенциалов личности:
- нравственный потенциал: восприятие и
понимание учащимися таких ценностей, как семья, природа, учитель, Родина,
дружба, уважение к старшим, потребность выполнять правила для учащихся, умение
различать плохие и хорошие поступки людей и свои, правильно оценивать свои
действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе,
общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего
государства.
- познавательный потенциал:
наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию
- коммуникативный потенциал: умение
говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание
к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков
саморегуляции
- художественный потенциал: эстетическая
восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде
- физический потенциал: соблюдение
режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, ловким и
закаленным
- трудовой потенциал: соблюдение правил
безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду, быть
полезным в обществе
Критериями эффективности воспитательной
системы являются следующие:
- сформированность личности с
социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека
- развитость креативных способностей
учащихся
- проявлений индивидуальности каждого
ученика и классного сообщества в целом
- сформированность классного коллектива
В соответствии с данными критериями
могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения
результативности учебно-воспитательного процесса.
При решении воспитательных задач
использую различные формы работы: часы общения, классные собрания, беседы
практического занятия, экскурсии, походы, праздники, конкурсы, викторины, игры
(КВН, « Поле чудес», « Звездный час»), КТД, игры – путешествия, встречи с
интересными людьми.
Зная возрастные особенности детей
младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические,
учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других людей.
Проводится большая работа с родителями.
Многие родители часто считают, что они уже подготовлены к воспитательной
работе, им не нужны специальные педагогические знания. Эта самоуверенность
приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании.
Эффективность сотрудничества классного
руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой,
индивидуальной форм работы.
- Собеседование с детьми и родителями
при записи в школу
- Изучение состава класса, уровня
подготовленности детей
- Анкетирование родителей
- Посещение детей на дому
- Педагогическое руководство семейным
воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации
- Выявление и обобщение положительного
опыта семейного воспитания
Следует заметить, что самыми активными формами
работы с родителями являются классные мероприятия « Веселые старты», « А ну-ка,
мальчики!», « Хозяюшки», «Дружно Новый год встречаем».
В истории нашей школы есть традиция –
проводить вместе с родителями праздник «Прощание с начальной школой». Готовится
концертная программа, чаепитие, приходят все родители, подводится итог за 4
года совместной работы.
За 21 год работы выпущено 5
выпусков, в данное время являюсь классным руководителем 2 класса.
Результаты моей работы уже
видны.
С первого дня работы сообщаю
родителям, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа.
На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью
семьи, ее интересами. Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм
повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное
мнение, родительский коллектив.
Родительские собрания надо
проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем многого
достигнуть.
Одной из самых важных задач
работы с детьми является воспитание
культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг
другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для
учащихся, требований коллектива. Это возможно только при взаимодействии учителя
и родителей.
Проводятся индивидуальные и
групповые консультации для родителей.
В начале учебного года была
проведена диагностика уровня воспитанности учащихся. Она показала, что в тот
момент уровень воспитанности составлял :68%, в середине 2 четверти провели
повторная диагностика, уровень воспитанности стал 75%.
Проводимые классные и
школьные мероприятия позволили лучше выявить творческие способности детей, их
наклонности, проследить систему взаимоотношений между взрослыми и детьми. Дети
с удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях, участвуют в школьных предметных олимпиадах, краевом
экологическом марафоне.
Активность во внеклассных
мероприятиях показывает, что учителю есть на кого опереться. Дети посещают
кружки. Мальчики – спортивную секцию, девочки – вязание.
Дети могут объединиться в
дружный коллектив для достижения общей цели, на более высоком уровне стали
чувства сострадания, взаимовыручки, сочувствия.
В классе нет неуспевающих. Дети
стараются, они учатся, переживают за свои успехи и неудачи. Пусть ещё не все
получается, но нам есть, куда стремиться, мы идем вперед и не оглядываемся
назад. Известный педагог С.Б.Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность
формируется личностью»
Я хочу, чтобы в наших
жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и
призвания « разжигать огонь в юных сердцах»
|